Голоса наших предков: о нашем крае

    Ценнейший материал о нашем крае, о ремёслах и народном искусстве Тюменской области был собран в экспедициях Тюменского музея ИЗО, во многих из которых принимала участие Неля Николаевна Шайхтдинова (1941-2001).

    Из статьи Веры Субботиной о Шахтдинвой Н.Н.:

    «… Всё началось с экспедиции 1968 года в Тобольский район вместе с Ниной Казариновой Софьей Плавинской. Последующие совершались Нелей Шайхтдиновой с её неименной спутницей и фотографом Эльвирой Купавцевой, запечатлевшей многое из того, что уже исчезло навсегда. В привезённых вещах совсем ещё молодые девчушки увидели то, что можно назвать художественным качеством, сумели понять, что эти произведения значимы не только и не столько с краеведческой и этнографической точек зрения, они открыли их как явление эстетическое. А ведь тогда ещё не были изданы многочисленные статьи, монографии и каталоги по народному искусству, появившиеся позднее, в которых давалось оценка его как художественного явления. Вместе с Эльвирой Купавцевой Неля Николаевна исходила не один десяток километров по просёлочным дорогам от деревни к деревне – ни о каком своем транспорте тогда не было и речи.

    Ткацкий стан и его многочисленные детали, прялки, керамика, расшитые полотенца и тканые скатерти, берестяные туеса – все эти ныне музейные вещи, являющиеся отражением целого пласта народной культуры, были спасены ею от бесследного исчезновения. В этой области Неля была настоящим первопроходцем. Чего стоит, например, её статья ткацком стане как отражении космологических представлений, опубликованная в свое время в журнале «Декоративное искусство СССР”. А ведь Неля Николаевна открыла и знаменитую теперь домовой резьбу Тюмени…, которая, увы, сохранилась в основном выдержавшим два издания альбоме и в фотографиях из коллекции нашего музея. Коллекция эта была собрана главным образом в 1980-й годы, когда безжалостно разрушалась старая Тюмень. В одном из уголков музея у нас наготове лежали топор, огромный гвоздодер, верёвки и т.п., и, если мы узнавали, что где-то рушится дом с замечательными наличниками, мы брали весь этот набор, под руководством Нели снимали эти произведения искусства и несли в музей. Ещё одним открытием Нели Николаевны были тоже ставшие знаменитыми тюменские дымники, которым она посвятила целый ряд публикаций и коллекция которых является теперь частью собрания народного искусства. Из экспедиции привозились иконы, ставший базой теперь значительной коллекции иконописи. А тогда эти потемневшие доски казались никому не нужным “барахлом”, равно как и горшки или прялки. По сути, благодаря Нели Николаевне сложилась специфика структуры нашей коллекции. Она смогла преодолеть стереотипы собрания провинциального музея: русское, советское, западноевропейское искусство. Понимание того, что существует реальная угроза ухода в небытие, исчезновения целых пластов культуры, было передано следующему поколению сотрудников. Появились новые коллекции – тюменских ковров, традиционного северного искусства…» (опубликовано в книге - Калинина К.В. «Тюмень. Мир художественного музея. Тюменский благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» - Тобольск, 2005. – 352 с. )

    Фотографии – Э.Ф. Купавцева, фото из материалов экспедиции в Исетский район. (фонды (Научного архива) ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение»)

    Проект «Голоса наших предков: о ремёслах и традициях» реализуется при поддержке ООГО «Российского фонда культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».


Неля Николаевна за работой. Фотограф – Э.Ф. Купавцева, фото из материалов экспедиции в Исетский район. (фонды (Научного архива) ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение»)



Бусыгин Кирьян Иванович 1882 г.р. корзина с крышкой.



Работа Бусыгина Кирьяна Ивановича 1882 г.р. Фотограф – Э.Ф. Купавцева, фото из материалов экспедиции в Исетский район. (фонды (Научного архива) ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение»)